Часто задаваемые вопросы
Резкое снижение успеваемости.
Приносил ребеночек все пятерки и четверки, потом – отметки вдруг пропали. На вопросы родителей ученик отвечает: «Не спрашивали», или «Училка заболела, а другая оценки не ставит», или «Я руку тяну-тяну, а меня не спрашивают…» Затем появляются тройки, двойки, замечания в дневнике. Явный признак, что ребенок прогуливал уроки либо занимался на уроках не тем, чем нужно. Вот эти тройки и двойки являются признаком неусвоенного материала. Если родители могут самостоятельно с ребенком нагнать материал (доверительные отношения в семье, ребенок спокойно занимается с родителями и слушает их), репетитор не нужен. В противном случае нужен репетитор, но только с согласия ребенка.
Ребенок долго болел.
Выйдя в школу на учебу, приходит домой в плохом настроении, расстроенный, плачет, но ничего не понимает, сделать ничего не может. Загляните в тетради: если действительно видите, что в тетрадях почти ничего нет или ничего не понятно ни вам, ни ребенку, нужен репетитор.
Если учителя в школе говорят, что ребенок не справляется с учебной программой, не усваивает ее, т. к. очень медленно работает на уроках, у него плохая память, слабая концентрация внимания и т. д., сначала убедитесь, что это действительно так, посетив психолога и психотерапевта. А затем уже имеет смысл нанимать репетитора, но лучше не просто репетитора по предметам, а репетитора-психолога или же совмещать занятия с репетиторами и психологами, которые будут не только натаскивать по предметам, но и заниматься развитием тех психических процессов, которые «работают» в недостаточной для усвоения школьной программы мере.
Если подросток собирается поступать в вуз, но сам осознает, что его знаний для этого недост
аточно, а на подготовительные курсы или не ходит, или они не продуктивны.
Иногда учителя специально строят учебный процесс так, чтобы родители были вынуждены платить репетиторам – иногда педагогам из той же школы. Как можно понять, что родителей просто «разводят»?
Сам факт того, что таким образом построен учебный процесс – это уже не просто «развод», а уголовное преступление. Учителям запрещено заниматься репетиторством с тем ребенком, которого он обучает в школе. Это грозит административным или уголовным наказанием со стороны налоговой инспекции за незаконное оказание услуг. Когда сам учитель предлагает вам себя в качестве репетитора, это стопроцентный «развод».
Но иногда сами родители уговаривают учителя позаниматься дополнительно с их ребенком. В этом случае необходимо заключить хотя бы простой письменный договор и проводить репетиторские занятия вне стен школы.
Если ребенок отстает в школе, не может ли репетитор стать источником лишнего стресса?
Дополнительным стрессом репетитор станет в следующих случаях: У родителей завышенный уровень притязаний к ребенку, и они нанимают репетитора, часто вопреки желаниям ребенка. Вот здесь и начинаются конфликты. Внутренний – ребенок сам не может понять, зачем ему репетитор, внешний – между ребенком и родителями, между ребенком и репетитором, с которым он либо будет конфликтовать открыто, отказываясь от занятий, либо скрыто, прогуливая занятия или просто не вникая в то, что говорит репетитор. Такие никому ненужные занятия могут превратиться в очень серьезную проблему и для ученика, и для родителей. Когда у ребенка большая нагрузка: он занимается в кружках, ведет общественную работу в школе, помогает родителям строить дачу и т. д. Заниматься общественными делами такому ребенку интереснее, в этой области он успешен. И как бы родители ни пытались заставить его учиться, это бесполезно. У ребенка иная мотивация – не учебная, а социальная. И этому нужно радоваться, ребенок с легкостью входит в социальную среду, он сам выучит то, что ему нужно.
Поможет ли репетитор при подготовке к ЕГЭ?
Поможет, если сам выпускник школы понимает, что его знаний недостаточно. В качестве репетитора лучше брать преподавателей вуза, в который собирается поступать ребенок. Во-первых, у них несколько другой взгляд на уровень подготовки. Во-вторых, они в большей степени знакомы с тестовыми работами. В-третьих, психологически занятия с преподавателем вуза для подростка более значимы. К ним он будет относиться гораздо серьезнее и ответственнее.
ЗА Репетитор нужен, если: 1 У ребенка по каким-либо причинам (много пропусков по болезни, прогулы и т. д.) образовались пробелы в изучении материала, а родители не в силах квалифицированно объяснить пропущенный материал. 2 В силу психофизиологических особенностей (темп работы, отклонения в сфере внимания, памяти) ребенок не успевает на уроке усвоить материал. 3 Школьник готовится к поступлению в вуз, где требования преподавателей отличаются от требования школьных учителей. 4 Ребенок не может и хочет заниматься с родителями. ПРОТИВ Репетитор бесполезен и даже вреден, если: 1 Ребенок усваивает учебный материал в силу своих возможностей на «3» или «4», а родителям хочется, чтобы он знал все на «5». Но ребенок не может прыгнуть выше головы, поэтому репетитор – выброс денег на ветер. Занятия будут способствовать снижению самооценки и, следовательно, еще большему снижению успеваемости. 2 Квалификация репетитора оставляет желать лучшего. Такой специалист скорее навредит, чем поможет. 3 Ребенок перегружен различными кружками, дополнительными занятиями, и на репетитора у него уже не остается сил. 4 В качестве репетитора вы приглашаете учителя, преподающего этот же предмет у вашего ребенка в школе.
В любом случае к занятиям с репетитором должен быть готов сам ребенок. Он должен понимать, что это необходимо для него и для его дальнейшего образования.
Источник: http://www.goodhouse.ru/family_and_children/education/351718/#ixzz1nHvfOx7x